Задержка развития речи (ЗРР) у детей

Главная / Помощь логопеда / Задержка развития речи (ЗРР) у детей
зрр

Позднее речевое развитие (ЗРР) – это более позднее приобретение навыков устной речи детьми в возрасте до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Для него характерны недостаточная сформированность выразительной речи, недоразвитие словарного запаса (качественного и количественного).

Что такое задержка речевого развития?

То есть дети с задержкой речевого развития – это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с развитыми навыками выражения, речевое развитие которых не соответствует принятым возрастным нормам.

Задержка темпа речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения словарного запаса. Он должен формироваться у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Симптомы, причины, лечение и прогноз

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

–                   Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;

–                   В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;

–                   В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;

–                   В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;

–                   В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;

–                   В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;

–                   В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Основные причины задержки развития речи

зрр у детей

Торможение речевого развития у детей отрицательно сказывается на развитии их психических процессов. Поэтому часто наблюдается умственная отсталость. Это известно как «задержка психоречевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР делятся на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, у детей в анамнезе была гипоксия во время родов, недоношенных, родовых травм или внутриутробных инфекций.

Нарушение слуха (потеря слуха). Слух чрезвычайно важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому при подозрении на эту проблему важно проконсультироваться с ЛОР-врачом.

Инфекционные заболевания в молодом возрасте: энцефалит, менингит, длительные заболевания, ослабившие иммунитет ребенка.

Наследственный фактор. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то есть вероятность, что у ребенка возникнет аналогичная проблема.

Социальные факторы также могут привести к позднему развитию. Это включает:

Отсутствие востребованности речи. Если в семье не развита культура общения родителей и ребенка, то ребенку просто не нужно будет ничего говорить.

Педагогическая запущенность. Это результат недостатка внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.

Общий негативный климат в семье. Если малыш часто наблюдает за ссорами или родители кричат ​​на него, значит, у него накапливается стресс, который может спровоцировать ЗРР.

Негармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая репродуктивная функция и т. д.).

Сильный страх и психологическая травма в молодом возрасте. ЗРР часто диагностируется у детей, побывавших в зоне боевых действий.

Двуязычие у ребенка. Помимо очевидной пользы, двуязычие у ребенка может быть следствием трудностей в усвоении грамматических норм родного языка, общения и других проблем.

Определение уровня задержки речевого развития

Сам по себе термин ЗРР является обобщенным, то есть в нем говорится, что речь развивается неправильно, без указания причины или структуры дефекта. Но все же существует определенная классификация этого расстройства, которая связана со стадиями речевого развития.

Различают следующие степени ЗРР:

Первая степень. Для него характерна болтовня, несвязные предложения, имитация звуков. Ребенок произносит всего несколько слов, которые в большинстве случаев относятся к предметам домашнего обихода.

Степень вторая. Ребенок может строить предложения, но они могут быть неполными.

Третья степень. Речь, формулировка расширена, но есть небольшие отклонения в грамматических формах слов, произношении звуков.

Диагностики при тяжелых нарушениях речи

Диагностика нарушений речевого развития включает консультацию ряда специалистов: логопеда, педиатра, невролога, ЛОР и детского психолога. Задача педиатра – оценить соматическое состояние, проанализировать возможные причины ЗРР и направить ребенка к соответствующему специалисту.

Значение диагноза:

задержка развития речи

Лечебные манипуляции. Для исключения или подтверждения поражения головного мозга проводят электроэнцефалографию, дуплексное сканирование сонных артерий, ЭхоЭГ. Осмотр отоларинголога позволяет исключить снижение слуха и хронический средний отит.

Осмотр логопеда. Специалист анализирует анамнез, результаты заключений других медицинских экспертов. Логопед определяет уровень речевого развития ребенка, состояние зрительных и слуховых направленных ответов, двигательное развитие и особенности его коммуникативных навыков. У детей до года – мониторинг предречевой и голосовой активности в различных ситуациях. Определяется наличие формирующей речи, объем пассивной и активной лексики.

Психологическая экспертиза. Для оценки общего умственного развития использовались различные методы: шкала Бейли, тест Денвера на психомоторное развитие и так далее.

Задержка речевого развития (ЗРР). Симптомы и лечение, что делать?

Признаки явной задержки развития речи у детей

задержка речи в 3 года

У такого ребенка 2, 5, 7 лет не так-то просто установить такое расстройство, как задержка речевого развития (где болезнь обозначается аббревиатурой ЗРР), и не так-то просто найти лечение.

Понять, что у ребенка проблемы с речью, можно по характерным признакам в зависимости от возраста:

  • 4 месяца – отсутствие реакции на громкие звуки, жесты, отсутствие улыбки малыша;
  • 9 месяцев – без формулировок, указывают на повторение одних и тех же простых слогов;
  • 12 месяцев – малыш издает только неопределенные звуки;
  • 18 месяцев – простые слова недоступны его восприятию, не отзываются на свое имя, не пытается выразить словарные конструкции;
  • Два года – особо маленький словарный запас, не пытается повторять новые слова за взрослыми;
  • 2,5 года – словарный запас в пределах нескольких десятков слов, не может составить фразу, простую фразу, не понимает и не запоминает имена, определения;
  • 3 года – не может говорить предложения, не понимает смысла сказанного взрослыми, речь нечеткая, заглатывает края или слишком растягивает слова.

С возрастом ситуация будет только ухудшаться. Потому что отсутствие речи в какой-то момент не позволит сформировать и вырастить многие необходимые навыки. Что, в свою очередь, приведет к психологической и умственной отсталости.

Как определить уровень развития речи у ребенка?

зрр диагноз

При появлении первых симптомов позднего речевого развития на фоне родов у ребенка или позже необходимо заниматься диагностикой и лечением до обострения проблемы.

Обследование больных с тяжелой задержкой речи начинается с педиатра. Врач должен фиксировать отклонения от нормы и выписывать направления к специалистам и анализы.

Диагностика включает 3 основных этапа:

  1. ЛОР обследование на глухоту, ушные инфекции, аденоиды.
  2. Неврологическое обследование, инструментальное исследование головного мозга (ЭхоЭГ, сканирование сонных артерий, ЭЭГ).
  3. Посетив логопеда, специалист должен осмотреть речевой аппарат, определить уровень зрительных ответов, особенности слуха и общения.

Исследование поможет определить общую задержку речи у ребенка и понять, как ее лечить.

Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?

Чтобы полностью избавиться от проблемы, следует учитывать индивидуальные особенности организма по результатам диагностики. И, конечно же, составьте комплексный план лечения, включающий все необходимые средства:

  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • электромагнитным полем крайне высокой частоты (КВЧ);
  • биологическая обратная связь (БОС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные логопедические массажи;
  • индивидуальная работа с логопедом;
  • творчество.

При необходимости назначают прием нейтропенических препаратов, но отказаться от этого поможет комплексное лечение.

Лечить поздно речевое развитие лучше всего в молодом возрасте, не позднее 2–3 лет, однако в 5–6 лет высока вероятность вывести малыша в нормальное состояние, исправьте недостаток, если определите, какой именно необходимо исправить.

Задержка речевого развития в 2 года. Лечение

задержка речи в 2 года

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно увидеть уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки и другие шумы в возрасте до шести месяцев. Позже дети начинают «ходить» и повторять звуки движения. К одному году малышу необходимо знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает определенные предметы. Очень тихий ребенок, который не болтает, должен тревожиться у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если малыш не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарных просьб, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетний ребенок обычно может произносить 20-30 простых слов и учиться составлять из них короткие предложения. Пассивный словарный запас ребенка состоит из нескольких сотен слов, благодаря которым он хорошо понимает запросы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов домашнего обихода и частей тела.

У девочек отклонение от привычных показателей в ту или иную сторону не должно превышать 2-3 месяца. Мальчики обычно учатся говорить медленнее, потому что для них период в 4-5 месяцев считается нормальным отклонением.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

темповая зрр

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или будет иметь проблемы с речью и пониманием речи. Поэтому при любом признаке того, что ваш ребенок не слышит ваш голос и другие звуки, обратитесь к педиатру и ЛОР-врачу. Установленное нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным в результате ушной инфекции.

Задержка речи у двухлетнего ребенка может развиться, если взрослые мало заботятся о ребенке и почти не разговаривают с ним. Подобно невнимательности, пробелы в развитии могут быть вызваны чрезмерной опекой, из-за которой малыш чувствует себя менее уверенно. Любая серьезная проблема в семейном кругу отрицательно сказывается на развитии речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина РРП психологическая, помочь ребенку заговорить довольно легко, вам просто нужно создать здоровые семейные отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Лечение ЗРР у детей 2 лет

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, поэтому найдите время на общение с ним. Читайте ему книжки и стишки, пойте песни, играйте какие-нибудь действия, называйте предметы вокруг, вовлекайте ребенка в разговор. Произносите каждое слово четко, уделяйте время, чтобы речь не превратилась в скороговорку, которую не понимает малыш.

Общение с другими детьми также помогает развивать речевые навыки. Спокойные люди начинают разговаривать спустя долгое время после первых недель в детском саду. Малышам легче находить общий язык со сверстниками и детьми постарше; Они учатся друг у друга быстрее, чем у взрослых.

Любая деятельность, которая заставляет вашего малыша активно пользоваться пальцами, улучшит его способность выражать свои мысли вслух. Подарите лепку и рисунок из пластилина для повседневной практики, снарядите себя пальчиковыми играми, экипируйте бабуинов и другие игрушки, состоящие из отдельных частей.

Чтобы помочь ребенку говорить, игры и образовательные мероприятия должны быть частью вашего ежедневного расписания. Ежедневно уделяйте время массажу, суставным упражнениям и играм, чтобы развить мелкую моторику, только в этом случае вы сможете быстро заметить результаты и избавить своего ребенка от опасного диагноза позднего речевого развития.

Задержка речевого развития. Что и почему?

зрр в 2 года симптомы

Степени задержки речевого развития

Различают три степени задержки речевого развития:

Первая степень – это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей нет повреждений нервной системы. При ближайшем рассмотрении можно заметить небольшие эмоциональные и произвольные нарушения. Хотя задержка речевого развития здесь проявляется слабо, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно заразить своих сверстников.

Вторая степень ЗРР включает задержку речевого развития в сочетании с психическими и патологическими расстройствами нервной системы. У ребенка может быть эмоциональная нестабильность, нарушение памяти и внимания, мелкая моторика. Органы суставов (особенно язык) также страдают легким параличом, тремором (тремором) и резкими движениями. Такие дети медлительны или, наоборот, раскованы. Им нужна специальная подготовка.

В третьей степени задержка речевого развития вызвана повреждением речевой области в головном мозге. Распространены речевые расстройства: ребенок с трудом произносит много слов, выражение не сформировано, грамматика речи нарушена, у него отсутствует чувство языка. Помимо выраженных речевых нарушений, такие дети страдают памятью, вниманием, мышлением, волевыми и эмоциональными качествами.

Задержку речи у ребенка, связанную с третьей степенью, исправить труднее всего. Такие дети нуждаются в длительном уходе и поддержке специалистов. Но даже тщательный ремонт не гарантирует, что ребенок избавится от патологии речи.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, примите ситуацию как должное. Не обижайтесь на факты. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше у ребенка шансов застать своих сверстников в школе.

Во-вторых, пройдите тестирование. Ребенка следует обследовать у следующих специалистов:

  • Отоларинголог;
  • Дефектолог;
  • Невролог;
  • Психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют дальнейшее тестирование. Это необходимо сделать для того, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и определить правильное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития?

зрр у детей симптомы лечение

Корректирующее действие подбиралось для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Вообще практически всем назначают препараты, стимулирующие работу мозга – ноотропы. Однако настоятельно рекомендуем воздержаться от самолечения ребенка.

Исключительное медикаментозное лечение не подействует. В комплекс всегда идут дополнительные процедуры, в том числе активная работа пигментолога и часто нейропсихолога. Чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание и стимулировать мелкую моторику. Также много внимания уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации, расширения пассивного и активного словарного запаса.

Только при регулярных упражнениях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать позитивную среду общения, следуя рекомендациям терапевта по работе с ребенком дома.

Чем больше вы сделаете правильных шагов, тем быстрее и легче будет результат. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достигнет определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к возникновению проблем, связанных, например, с разумом.

Если вы заметите, что у вашего ребенка задержка в речи, то рекомендуем обратиться к специалистам и пройти обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Зарегистрированный товарный знак © 2015-2021 РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЦЫПЛЯТА. Сеть логопедических центров

ИП Мельникова Елена Мамуровна
ИНН 233504817000
ОГРНИП 315784700228065