Разноцветные цыплята

Тяжелые нарушения речи

Тяжелые речевые расстройства (THP) – это группа расстройств, включающая ряд медицинских диагнозов, связанных с речью. Сюда входят все продолжающиеся отклонения речевой системы в выражениях у детей с нормальным развитием слуха и без первичных интеллектуальных нарушений.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Критерием определения тяжелого нарушения речи является неспособность ребенка самостоятельно контролировать собственную общеобразовательную систему. Это связано с тем, что после речи снижается словесная память, остается позади логическое мышление, возникают трудности в выполнении устных инструкций, слабо развита моторика и снижается мотивация, благодаря чему у ребенка появляется неуверенность в себе и нервозность.

Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало общается в обществе, не имеет обычно генерируемой речи, не только диалогической, но и монологической. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания значительно снижаются даже при формальном сохранении логики мышления.

Тяжелые нарушения речи

Подробная характеристика ТНР:

Алалия, сложная дислалия – сложное системное нарушение речи, предпосылки которого можно диагностировать у новорожденных. Причины повышенной альвеолярной дислексии у детей – локализованные корковые поражения. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и др.) позволяет определять их у новорожденных.

По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга возможные системные задержки развития психической области в целом и речи (в зависимости от расположения корковое поражение и структура дефекта будет разной).

Однако у дошкольников невозможно точно определить динамику реабилитации расстройства, поэтому до трех лет принято отмечать, что речевое развитие задерживается, но не нарушается.

Дизартрия – сопровождается нарушением произношения из-за недостаточной нервозности речевого аппарата (РА).

Логоневроз – сопровождается аритмией и нарушениями речи в результате судорожного состояния РА.

Логопеды делят общее нарушение речевого развития по трем измерениям на 3 уровня. Дети, у которых есть отметки THР, относятся к первому уровню, и к их особенностям можно отнести:

Речевые расстройства носят различный характер, но неизбежно находят свое отражение в умственной деятельности человека, которая выражается в нарушении когнитивной, эмоционально-произвольной сферы личности, межличностных отношений.

Нарушение восприятия встречается у всех детей с ТНР.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительные, слуховые, тактильные и другие восприятия, нарушение которых имеет специфические детали в зависимости от формы нарушения речи. Следовательно, дисфункция речевомоторного анализатора при ринолалии отрицательно сказывается на слуховом восприятии фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, вызванное частым средним отитом, которые вместе с другими факторами накладывают отпечаток на формирование других речевых компонентов, приводящих к ТНР.

В отсутствие формирования фонематической системы языка ОНР являются основными препятствиями на пути к грамотности чтения и письма.

Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется еще большим разнообразием выражений. Помимо нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха, в некоторых случаях наблюдается повышенная чувствительность к голосовым раздражителям.

Наиболее серьезные нарушения аудиовосприятия наблюдаются при сенсорных аллелях. В некоторых случаях ребенок вообще не понимает чужую речь, даже не реагирует на собственное имя, не различает звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях он понимает отдельные повседневные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Другие выполняют требуемую простую задачу относительно легко, но в то же время они не понимают обучающих слов вне конкретной ситуации, т.е. общее значение фразы воспринимается легче, чем отдельные слова.

Классификация речевых нарушений

Речевая терапия в раннем детстве классифицируется по клиническим симптомам и психолого-педагогическим характеристикам. Нарушения речи по биологическим выражениям делятся на следующие группы:

В соответствии с этими характеристиками выбирается метод лечения расстройства. Педагогическая классификация делит THP на две группы. К первому относятся общие, фонетические и фонематические отклонения в развитии. Второй – заикание. Такая формулировка также позволяет логопеду спланировать лечение ребенка.

Осваивать основы лексики и грамматики ребенок начинает в 1,5-3 года. После раннего детства его речь составляет непосредственное окружение, которое во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Его нарушения могут касаться произношения звуков, фонематического восприятия, объема словарного запаса, умения правильно составлять предложения. Речевые нарушения проявляются в дефекте звуков, недостаточном словарном запасе, проблемах с фонематическим слухом, неспособности строить предложения. ТНР бывает четырех видов:

Если родители глухие, дефекты произношения неизбежны.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

THP – это собирательный термин, в котором нарушения речи включают множество диагнозов. В зависимости от симптоматики и этиологии требуются разные виды коррекции, успех которых во многом зависит от правильного диагноза.

У ребенка с дефектом речи могут быть:

Возвышение – плохое развитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон в коре больших полушарий (иногда выразительных и внушительных, сенсорных, моторных и сенсомоторных);

Дизартрия (все степени, кроме стираний) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с исходной недостаточностью нервозности речевого аппарата (органическое поражение);

По некоторым данным, ТНР также включает дисфонию, афонию, тахиалгию и брадилалию.

Все вышеперечисленные формы имеют несколько степеней тяжести, которые проявляются при диагностике и влияют на дальнейшую коррекцию.

С этими диагнозами рекомендуется перевести ребенка в специальное учебное заведение – логопедический детский сад или логопедическую группу интегрированного детского сада, где подбирается подходящая познавательная программа и коррекция. Основные цели таких учреждений сводятся к речевому и когнитивному развитию, а также к созданию социальной и коммуникативной среды для детей с ограниченными возможностями.

Занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию проводятся отдельно как основные элементы общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения за динамикой и своевременной коррекции программы реабилитации. В зависимости от типа расстройства и его степени тяжести ребенок может находиться на учете сразу у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога и психолога.

Диагностика при тяжелых нарушениях речи

Основным аспектом психологической диагностики является определение способности ребенка усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и т. д.).

Процедура диагностики ТНР предполагает использование таких методов, как:

Успех диагностики во многом будет зависеть от комплексного и динамичного подхода. До 6 лет диагностический процесс проводится в игровой форме в период занятий корректирующей логопедией.

Лечение тяжелых нарушений речи

При обнаружении речевых нарушений необходимо исправить состояние ребенка, со временем их проявления будут только усиливаться. Речевые расстройства делятся на ТНР, фонетические и фонематически-фонематические. Диагностика отклонения проводится специалистами и педагогами-медиками. Если первичным является умственная отсталость из-за тяжелых неврологических заболеваний, ребенок может быть ограничен.

Наиболее положительных результатов можно добиться при раннем выявлении проблемы в раннем детстве. В основе лечения всегда лежит комплексный подход: прием лекарств, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и специалистом по пигментации. Наиболее эффективная лазерная и магнитная терапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуют гармонизации процессов в головном мозге.

В зависимости от выраженности проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по принятой программе в школе или в специальных учреждениях. В образовательных учреждениях обучение ведется по двум направлениям: по первому инструменту дети с тяжелыми нарушениями речи, по второму – с сильным заиканием. Для исправления патологий учебная программа в начальных школах ведется отдельно, в дальнейшем переводятся в общеобразовательные. Во время лечения необходимо регулярно посещать логопеда.

Тяжелые нарушения речи у детей лечат по определенному плану:

Это достигается с помощью дыхательной гимнастики по технологии Стерниковой, развитие мелкой моторики на уроках рисования, складывания мозаики. Наглядный метод обучения облегчает изучение материала. Также связная речь развивается с помощью дидактических игр для логопеда. Воспитатель запоминает информацию в виде песни с детьми, которая сопровождает свое действие жестами рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, снижается коммуникативная ригидность. Танцевальные движения и подражания преподавателю способствуют развитию координации.

В домашних условиях родителям необходимо обеспечить ребенка полноценным питанием, нормализовать распорядок его жизни. Недостаточно просто заниматься логопедом, ребенку также нужно общаться с друзьями, культурная программа пойдет на пользу.

Если у вашего ребенка будут обнаружены тяжелые нарушения речи, настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам и пройти обследование. Вы можете сделать это с помощью формы обратной связи на данной странице – наши специалисты в кратчайшие сроки свяжутся с вами и проконсультируют по всем вопросам!

Exit mobile version