Тяжелые нарушения речи

Главная / Помощь логопеда / Тяжелые нарушения речи

Тяжелые речевые расстройства (THP) – это группа расстройств, включающая ряд медицинских диагнозов, связанных с речью. Сюда входят все продолжающиеся отклонения речевой системы в выражениях у детей с нормальным развитием слуха и без первичных интеллектуальных нарушений.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Критерием определения тяжелого нарушения речи является неспособность ребенка самостоятельно контролировать собственную общеобразовательную систему. Это связано с тем, что после речи снижается словесная память, остается позади логическое мышление, возникают трудности в выполнении устных инструкций, слабо развита моторика и снижается мотивация, благодаря чему у ребенка появляется неуверенность в себе и нервозность.

Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало общается в обществе, не имеет обычно генерируемой речи, не только диалогической, но и монологической. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания значительно снижаются даже при формальном сохранении логики мышления.

Тяжелые нарушения речи

тяжелые нарушения речи

Подробная характеристика ТНР:

Алалия, сложная дислалия – сложное системное нарушение речи, предпосылки которого можно диагностировать у новорожденных. Причины повышенной альвеолярной дислексии у детей – локализованные корковые поражения. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и др.) позволяет определять их у новорожденных.

По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга возможные системные задержки развития психической области в целом и речи (в зависимости от расположения корковое поражение и структура дефекта будет разной).

Однако у дошкольников невозможно точно определить динамику реабилитации расстройства, поэтому до трех лет принято отмечать, что речевое развитие задерживается, но не нарушается.

Дизартрия – сопровождается нарушением произношения из-за недостаточной нервозности речевого аппарата (РА).

Логоневроз – сопровождается аритмией и нарушениями речи в результате судорожного состояния РА.

Логопеды делят общее нарушение речевого развития по трем измерениям на 3 уровня. Дети, у которых есть отметки THР, относятся к первому уровню, и к их особенностям можно отнести:

  • Активное использование мимики и жестов вместо речи;
  • В лексике есть только вокальные комплексы, и часто слова в повседневной жизни произносятся с расплывчатым произношением.
  • Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Речевые расстройства носят различный характер, но неизбежно находят свое отражение в умственной деятельности человека, которая выражается в нарушении когнитивной, эмоционально-произвольной сферы личности, межличностных отношений.

Нарушение восприятия встречается у всех детей с ТНР.

особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительные, слуховые, тактильные и другие восприятия, нарушение которых имеет специфические детали в зависимости от формы нарушения речи. Следовательно, дисфункция речевомоторного анализатора при ринолалии отрицательно сказывается на слуховом восприятии фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, вызванное частым средним отитом, которые вместе с другими факторами накладывают отпечаток на формирование других речевых компонентов, приводящих к ТНР.

В отсутствие формирования фонематической системы языка ОНР являются основными препятствиями на пути к грамотности чтения и письма.

Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется еще большим разнообразием выражений. Помимо нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха, в некоторых случаях наблюдается повышенная чувствительность к голосовым раздражителям.

Наиболее серьезные нарушения аудиовосприятия наблюдаются при сенсорных аллелях. В некоторых случаях ребенок вообще не понимает чужую речь, даже не реагирует на собственное имя, не различает звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях он понимает отдельные повседневные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Другие выполняют требуемую простую задачу относительно легко, но в то же время они не понимают обучающих слов вне конкретной ситуации, т.е. общее значение фразы воспринимается легче, чем отдельные слова.

Классификация речевых нарушений

тяжелое нарушение речи у детей дошкольного возраста

Речевая терапия в раннем детстве классифицируется по клиническим симптомам и психолого-педагогическим характеристикам. Нарушения речи по биологическим выражениям делятся на следующие группы:

  • голосовые (дисфония и афония);
  • патологии темпа (тахилалия и брадилалия);
  • проблемы с чтением и письмом;
  • звуковые (дизартрия и заикание).

В соответствии с этими характеристиками выбирается метод лечения расстройства. Педагогическая классификация делит THP на две группы. К первому относятся общие, фонетические и фонематические отклонения в развитии. Второй – заикание. Такая формулировка также позволяет логопеду спланировать лечение ребенка.

Осваивать основы лексики и грамматики ребенок начинает в 1,5-3 года. После раннего детства его речь составляет непосредственное окружение, которое во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Его нарушения могут касаться произношения звуков, фонематического восприятия, объема словарного запаса, умения правильно составлять предложения. Речевые нарушения проявляются в дефекте звуков, недостаточном словарном запасе, проблемах с фонематическим слухом, неспособности строить предложения. ТНР бывает четырех видов:

  • Уровень I – самый критический, ребенок 4-5 лет не может устно общаться. Его речевая функция состоит из комплекса звуков, при этом он может активно редактировать.
  • Уровень II – Несмотря на наличие искаженных слов и появление грамматической формы, трудно понимать речь другим людям. Для него характерно значительное отклонение от возрастной нормы.
  • Уровень III – есть развернутая форма речи с помощью выражений, дети могут вести диалог. Однако по сравнению со своими сверстниками они не говорят свободно.
  • IV уровень – есть грамматические ошибки в предложениях, нарушение произношения отдельных букв.

Если родители глухие, дефекты произношения неизбежны.

восприятие ребенка с тяжелыми нарушениями речи характеризуется

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

THP – это собирательный термин, в котором нарушения речи включают множество диагнозов. В зависимости от симптоматики и этиологии требуются разные виды коррекции, успех которых во многом зависит от правильного диагноза.

У ребенка с дефектом речи могут быть:

Возвышение – плохое развитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон в коре больших полушарий (иногда выразительных и внушительных, сенсорных, моторных и сенсомоторных);

Дизартрия (все степени, кроме стираний) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с исходной недостаточностью нервозности речевого аппарата (органическое поражение);

  • афазия;
  • логонауроз (заикание) – вызван спазмом голосовых связок и проявляется нарушением плавности и ритма речи;
  • общее речевое развитие (1-й и 2-й уровни речевого развития);
  • ринолалия.

По некоторым данным, ТНР также включает дисфонию, афонию, тахиалгию и брадилалию.

Все вышеперечисленные формы имеют несколько степеней тяжести, которые проявляются при диагностике и влияют на дальнейшую коррекцию.

С этими диагнозами рекомендуется перевести ребенка в специальное учебное заведение – логопедический детский сад или логопедическую группу интегрированного детского сада, где подбирается подходящая познавательная программа и коррекция. Основные цели таких учреждений сводятся к речевому и когнитивному развитию, а также к созданию социальной и коммуникативной среды для детей с ограниченными возможностями.

Занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию проводятся отдельно как основные элементы общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения за динамикой и своевременной коррекции программы реабилитации. В зависимости от типа расстройства и его степени тяжести ребенок может находиться на учете сразу у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога и психолога.

Диагностика при тяжелых нарушениях речи

диагноз тяжелое нарушение речи

Основным аспектом психологической диагностики является определение способности ребенка усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и т. д.).

Процедура диагностики ТНР предполагает использование таких методов, как:

  • Изучение динамики умственного развития ребенка;
  • Электроэнцефалографические исследования.

Успех диагностики во многом будет зависеть от комплексного и динамичного подхода. До 6 лет диагностический процесс проводится в игровой форме в период занятий корректирующей логопедией.

Лечение тяжелых нарушений речи

тяжелые нарушения речи

При обнаружении речевых нарушений необходимо исправить состояние ребенка, со временем их проявления будут только усиливаться. Речевые расстройства делятся на ТНР, фонетические и фонематически-фонематические. Диагностика отклонения проводится специалистами и педагогами-медиками. Если первичным является умственная отсталость из-за тяжелых неврологических заболеваний, ребенок может быть ограничен.

Наиболее положительных результатов можно добиться при раннем выявлении проблемы в раннем детстве. В основе лечения всегда лежит комплексный подход: прием лекарств, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и специалистом по пигментации. Наиболее эффективная лазерная и магнитная терапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуют гармонизации процессов в головном мозге.

В зависимости от выраженности проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по принятой программе в школе или в специальных учреждениях. В образовательных учреждениях обучение ведется по двум направлениям: по первому инструменту дети с тяжелыми нарушениями речи, по второму – с сильным заиканием. Для исправления патологий учебная программа в начальных школах ведется отдельно, в дальнейшем переводятся в общеобразовательные. Во время лечения необходимо регулярно посещать логопеда.

Тяжелые нарушения речи у детей лечат по определенному плану:

  • Развивать дыхание и звук;
  • Научитесь различать звуки;
  • Тренируйте мышцы; Исправьте правильное произношение звука;
  • Развивайте коммуникативные навыки.

Это достигается с помощью дыхательной гимнастики по технологии Стерниковой, развитие мелкой моторики на уроках рисования, складывания мозаики. Наглядный метод обучения облегчает изучение материала. Также связная речь развивается с помощью дидактических игр для логопеда. Воспитатель запоминает информацию в виде песни с детьми, которая сопровождает свое действие жестами рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, снижается коммуникативная ригидность. Танцевальные движения и подражания преподавателю способствуют развитию координации.

В домашних условиях родителям необходимо обеспечить ребенка полноценным питанием, нормализовать распорядок его жизни. Недостаточно просто заниматься логопедом, ребенку также нужно общаться с друзьями, культурная программа пойдет на пользу.

Если у вашего ребенка будут обнаружены тяжелые нарушения речи, настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам и пройти обследование. Вы можете сделать это с помощью формы обратной связи на данной странице – наши специалисты в кратчайшие сроки свяжутся с вами и проконсультируют по всем вопросам!

Зарегистрированный товарный знак © 2015-2021 РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЦЫПЛЯТА. Сеть логопедических центров

ИП Мельникова Елена Мамуровна
ИНН 233504817000
ОГРНИП 315784700228065