Нарушение речи

Главная / Помощь логопеда / Нарушение речи

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими расстройствами разной степени тяжести, вызывающими нарушения коммуникативных и общих (когнитивных) функций речи.

Речевые расстройства – это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые полностью или частично мешают речевому общению и ограничивают возможности социальной адаптации человека. Как правило, они вызваны отклонениями в психофизиологическом речевом механизме, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут повлиять на умственное развитие. Для их обозначения специалисты используют различные термины, которые не являются вечно взаимозаменяемыми – нарушения речи, нарушения речи, нарушения речи, развития речи, патологии речи, нарушения речи.

нарушения речи виды

В логопедии существует две основных классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Классификации кажутся противоречащими друг другу, но это не так, они видят одни и те же эффекты с разных точек зрения: клиническая педагогика фокусируется на причинах нарушения речи, а психолого-педагогическая – на проявлениях нарушения речи, симптомах. И методы лечения.

Клинико-педагогическая классификация основана на медицинском аспекте расстройства и на основе психологических и лингвистических критериев различает две группы расстройств: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Типы речевых нарушений

Дисфония (афония) – отсутствие голоса или нарушение речи из-за патологических изменений звукового механизма: голос полностью отсутствует (афония) или происходят изменения и нарушения силы и тона, которые выражаются в охриплости, слабости голоса, носа .

Брадилалия – это патологически низкая скорость речи из-за повреждения головного мозга. При брадилалии речь очень медленная, становится нечеткой, теряется способность произносить несвязные голоса, растягиваются движения.

Тахилалия – это патологически высокая скорость речи (около 20-30 звуков в секунду, примерно в два раза выше нормальной скорости речи), часто сопровождающаяся повторением или пропуском слов, незаметно для говорящего. С тахилалией не нарушаются фонетический, словарный и грамматический аспекты речи.

Заикание – нарушение речи и речевого ритма, вызванное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью речи при нарушении ее ритмического течения.

Дислалия – нарушение вокального произношения при нормальном слухе и нормальной нервозности речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешивании исходных звуков речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за отсутствия формирования правильного положения суставного аппарата при произнесении определенных звуков, из-за неправильного усвоения положений сустава, из-за дефектов самого суставного механизма.

Ринолалия (нос) – нарушение произношения стороны речи или тона голоса из-за анатомо-физиологического повреждения речевого механизма: воздушный поток проходит не в полость рта, а в полость носа, где возникает резонанс. При ринолалии речь ребенка становится однообразной, нечеткой, однако нарушается произношение всех без исключения звуков родной речи.

Дизартрия – это нарушение произношения стороны речи из-за поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним церебральным параличом, но может возникнуть у ребенка любого возраста из-за энцефалита.

Нарушения речи. Виды

виды нарушения речи

Алалия – Абсолютное отсутствие или неправильное развитие речи у детей с нормальным слухом и изначально сохраняющим интеллект. Причиной увеличения обычно является органическое поражение речевых участков головного мозга во время родов, а также заболевания или травмы головного мозга, перенесенные ребенком в период доречевого развития. Тяжелые степени алалии проявляются у детей при отсутствии целостной речи или при наличии захватывающих отрывков слов, в легких случаях наблюдаются начальные речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, грамматикой, трудностями в чтении и контроле письма.

Афазия – это нарушение (потеря) речи, которое уже сформировалось. Причинами афазии у ребенка могут быть черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Классификация речевых нарушений

нарушение речи виды

Дисграфия – это расстройство письма, которое не связано со снижением интеллектуального развития, серьезными нарушениями слуха и зрения или нерегулярными занятиями.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе написания: искажении и обмене буквами, искажении голосовой слоговой структуры слова, нарушении орфографии отдельных написаний слов в предложении. Тяжелая форма дисграфии называется аграфией и проявляется полной неспособностью контролировать письмо.

Дислексия – это нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребенка нарушается процесс чтения: он не может правильно распознавать буквы, в результате он неправильно их воспроизводит и нарушает слоговый состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии – это алексия, неспособность читать.

Психолого-педагогическая классификация основана на лингвопсихологических критериях, в которых выделяются компоненты строения речевой системы (звуковая сторона, грамматическая структура, лексика), функциональные аспекты речи, взаимосвязь между видами речевой деятельности (устной и письменной). взятый. выставленный счет. Речевые расстройства в этой классификации делятся на две группы: коммуникативные расстройства и коммуникативные расстройства.

Виды нарушения речи у детей и взрослых

нарушение речи у детей дошкольного возраста

Фонематически-фонематическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования системы произношения родного языка у детей с различными речевыми нарушениями из-за дефектов восприятия и произношения звуков.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, связанных с вокально-смысловой стороной.

Виды нарушений в применении средств общения

Заикание – это нарушение речи, характеризующееся частым повторением или удлинением (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, что нарушает ее ритмический поток.

Расстройства письма и чтения в психолого-педагогической классификации не определяются как самостоятельные речевые расстройства, а рассматриваются как часть недоразвития фонетико-фонематической и общей речи.

Нарушение речи. Причины, способы диагностики и лечения

Причины возникновения речевых нарушений

к нарушениям речи относятся

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, чисто физиологическим или психологическим. От этого напрямую зависит выбор метода лечения.
Когда-то представления об источниках ненормальной речи были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хуцев, один из пионеров логопедии среди наших соотечественников, внес важный вклад в устранение причин. Он разделил их на внутренние и внешние, представив следующую классификацию:

  1. Органические (анатомические, физиологические, морфологические):
  2. Органические центры (поражение головного мозга);
  3. Органические периферические (дефекты слуховых или суставных органов, волчья пасть, дефекты зубов);
  4. Функциональные (психогенные – проблемы возбуждения и торможения в центральной нервной системе);
  5. Психоневрологические (нарушение речи как побочный эффект нарушения памяти или умственной отсталости);
  6. Cоциально-психологический (источник – окружение; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Причины нарушения речи у детей

классификация нарушений речи

Проблемы не приходят одни. Проблемы на любой линии фронта неизбежно перерастут в массу связанных осложнений. Кватсаб подчеркнул тесную связь между органическими факторами и функциями. Если органы восприятия не функционируют должным образом, естественные рефлексы не фиксируются плохо. И наоборот, если уже есть функциональные проблемы, то развитие органов также будет задержано. Подобно инфицированной центральной нервной системе, он не способствует развитию периферии.

Расстройства речи

В зависимости от стадии, на которой была создана почва для речевой дисфункции, они делятся на:

  1. наследственный. К сожалению, не всегда мы передаем крепкий организм от родителей. Дети получают массу неприятностей «в подарок», иногда это заикание, различные нарушения в речевых областях коры больших полушарий, проблемы с прикусом или неправильным количеством зубов, дефекты нёба, отклонения в органной структуре выражения.
  2. Врожденный (внутриутробный). Из-за осложнений при беременности. Если женщина работает на опасном производстве, до последней отсрочки разреза или безуспешно пытается прервать беременность, если плод вынужден вместе с мамой употреблять алкоголь, табак и сильнодействующие наркотики, все это никогда не пойдет на пользу ребенку. . Первый триместр особенно важен, когда у плода формируется центральная нервная система.
  3. Родовое и послеродовое (происходящее сразу после рождения). Они возникают из-за осложнений прямо при рождении ребенка, из-за преждевременных родов, в результате родовой травмы и т.д.
  4. Другие (появляются в первые годы жизни ребенка и позже). Здесь корень зла – либо психологические, социальные, либо серьезные заболевания (менингит и другие опасные инфекции, заболевания слуховых органов, травмы головного мозга и органов речи).
  5. Обратите внимание на риски, которым подвергается плод на разных этапах своего развития до рождения и после рождения как самостоятельный человек, не одинаковы. Ясные советы, которыми матери иногда пренебрегают:
  6. Во время беременности заботьтесь о себе больше обычного, избегайте травм, шока и употребления вредных веществ;
  7. Тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и квалифицированными акушерками;
  8. После родов не запускайте ранки, даже маленькие, помните, насколько уязвимо хрупкое тело рожденного человека.

причины нарушения речи

Для диагностики заболевания пациент проходит обследование и анализы. При обследовании ребенка информация запрашивается у родителей, у школы. Для точного диагноза врач проводит нейропсихологические тесты и, при необходимости, определяет аппаратную диагностику мозга, например компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Что касается лечения – специалисты выбирают стратегию лечения в зависимости от конкретного заболевания. Например, заикание лечит логопед, который ведет специальные занятия и учит родителей уходу на дому. При дизартрии занятия с логопедом дополняют лекарствами, физиотерапевтическими процедурами, лечебными ваннами и иглоукалыванием. При афазии курс лечения направлен как на исправление речи, так и на устранение причины проблемы и может быть медикаментозным или хирургическим.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Социальные условия и неблагоприятные условия жизни ребенка, ведущие к педагогическому пренебрежению, социальной или эмоциональной депривации (отсутствие эмоционального и вербального общения с близкими, особенно с матерью). Чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь других, уметь видеть окружающие предметы и запоминать имена, которые произносят взрослые.
В 1940-х годах появился термин – синдром госпитализации. Такое восприятие зародилось в детских домах, где были дети-сироты, родители которых погибли во Второй мировой войне. Несмотря на хорошие условия жизни, среди других проблем для этих детей была задержка развития речи, связанная с отсутствием речевого общения – воспитатели не могли уделять детям такое же внимание, как мать.
2. Соматическая слабость. Длительные и часто госпитализированные больные дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологическая травма, вызванная страхом или стрессом; Психические заболевания, которые могут вызвать тяжелые нарушения речи – заикание, задержку речевого развития, немоту (прекращение речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Имитация речи окружающих. В общении с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может выучить неправильное произношение некоторых звуков, например, звуков «п» и «л»; Повышенная скорость речи. Были случаи имитации заикания. Неправильные формы речи можно увидеть у слышащего ребенка, воспитываемого глухими родителями.

нарушение речи причины

В детском саду речь ребенка уязвима и легко может подвергнуться перечисленным побочным эффектам. В детском саду ребенок проходит ряд критических периодов речевого развития – в возрасте 1-2 лет (когда происходит интенсивное развитие речевых областей в головном мозге), в возрасте 3 лет (интенсивная развивающая речь), в возраст 6-7 лет. (Ребенок входит в школу, контролирует письменную речь). В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает условия, предрасполагающие к проблемам в развитии речи или нарушениям речи.

Однако, говоря об этом, следует помнить об уникальных компенсационных возможностях детского мозга. Речевые расстройства, обнаруженные на ранней стадии и своевременная помощь специалистов в сотрудничестве с родителями ребенка, позволяют их устранить или значительно уменьшить.

Основные признаки расстройства речи

О том, что у человека проблемы с речевой функцией или страдают с раннего детства, можно заметить по следующим признакам:

  1. Дикция становится расплывчатой и расплывчатой;
  2. Словарь сильно ограничен;
  3. Нарушения ритма речи, заикание;
  4. При изменении тона голоса у пациента появляется носовой тонус, вызванный патологией носовой перегородки;
  5. Задержка и проблемы в построении предложений;
  6. Замена звука или искаженное произношение;
  7. Пациент не понимает, что ему говорят;
  8. Охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  9. Быстрый темп и заглатывание звуков при произнесении слов;
  10. Повышенное количество слюней;
  11. Невозможность донести свои мысли до других.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если вы не можете попасть в больницу, вы можете вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит первоначальный диагноз и направит на повторное обследование.

Нарушение речи мешает полноценному общению пациента с окружающими. Это значительно усложняет социальную, профессиональную, личную сторону его жизни.
Профилактика нарушений голоса

нарушение функции речи

У детей: будущей маме следует ответственно подходить к планированию беременности: отказаться от вредных привычек, вылечить хронические заболевания еще до зачатия. Во время вынашивания ребенка желательно сохранять иммунитет и избегать любых заболеваний.

В зрелом возрасте: для предотвращения проблем с речью у пожилых пациентов важно принимать профилактические меры против инсульта – следить за артериальным давлением, при необходимости принимать лекарства от гипертонии, избавляться от лишнего веса, отказываться от вредных привычек. Вам также следует регулярно проходить осмотры у онколога.

Рекомендуем вам не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к специалистам! Получить бесплатную консультацию, а также ознакомиться с условиями предоставления медицинской помощи вы можете, оставив заявку в форме на данной странице.

Зарегистрированный товарный знак © 2015-2021 РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЦЫПЛЯТА. Сеть логопедических центров

ИП Мельникова Елена Мамуровна
ИНН 233504817000
ОГРНИП 315784700228065